Наука о «мемах» и чем опасны «смешнявые картиночки»

В наше время слово «мем» не знает только тот, кто никак не взаимодействует со Всемирной Сетью. Все мы любим проводить бесчестное количество времени, потешаясь над забавными зверюшками и нелепыми картинками, однако мало кто знает, что этому интернет феномену уже посвящены два узконаправленных научных направления — меметика и мемология. О котикам и смешных картинках пишут статьи и диссертации. За их развитием следят такие «храмы знаний» как Кембридж и Гарвард. В этом материале мы попробуем игнорировать всем известную верхушку айсберга и исследуем его темную сторону.

Одно из самых первых научных исследований мемов (в том самом понимании, к которому мы привыкли) было зарегистрировано в 2011 году, тогда американка Кейт Милтнер с помощью котят защитила магистерскую. Позже западные ВУЗы создавали учебные программы, которые предусматривали изучение мемов, одна такая двухгодичная программа была создана Гарвардом, правда направление было выбрано по подготовке магистров в области эволюционной биологии. Как связаны эти две биполярные специальности?

Ответ стоит искать в работах Ричарда Докинза — английского биолога. Кстати, многие считают его создателем слова «мем». В своей работе «Эгоистичный ген»(1976) Докинз вводит понятие «мем» — ген, который несет единицу культурной информации. Согласно мнению ученого, мемы способны передаваться от одного человека к другому. Хорошие «конкурентноспособные» мемы способны передаваться из поколения в поколение. Правда, говоря о форме мемов, Докинз предполагал, что это будет музыка, литература и, что весьма забавно слышать от прожженного атеиста, религия.

Подозревал ли Докинз, что мемы превратятся в неотъемлемую часть массовой культуры? Вполне. В своей работе он подчеркивал их особенную паразитирую способность — сохраняться в памяти человека. Однако феноменальность своих трудов в этой сфере он никогда не признавал, хотя и говорил, что с помощью «теории мемов» объяснить некоторые вопросы, связанные с происхождением и развитием культуры разных национальностей.

Благодаря теории Докинза, американский физик модернизировал понятие мем, которое теперь стало означать «элемент культуры или системы поведения, передающийся от одного индивидуума к другому посредством имитации или другим негенетическими способом» , но такая широкая формулировка не прижилась, так как слишком обширное понятие невозможно было развивать в более узком ключе. Кстати, среди ученых были и противники теории Докинза, которые считали что мем это не единица культуры, но «гипотетические объяснения, которые перед тем, как кто-то вообще сможет их перенять, подвергаются критике и проверке». Такую точку зрения высказал Британский физик Дэвид Дойч. Еще одной важной проблемой мема является то, что он идет в разрез с базовыми законами антропологии, этологии, социологии и лингвистики. Ведь все вышеперечисленные науки занимаются исследованием объектов, причин и условий изменения социума. Мем и меметику, как науку, это не интересует. Для нее важен механизм процесса изменения в поведении человека и его культуры, но не его причины.

Примечательным также является мнение еще одного мем-ученого, Сьюзан Блэкмор, которая считает, что появление мема связано с какими-то критическими моментами в истории общества. Вы же все помните историю создания «троль-фейса» (это утка)? «Не думайте, что интернет создан для нашего блага. Так только кажется. Мемы — это информация, и им нужно как-то распространяться» — объясняет Блэкмор в своей работе

. Именно отсюда и растут ноги у подозрения, что картинки с котиками — настоящая мем-революция.

Какими мыслями мы руководствуемся, когда лайкаем или репостим фотографии с животными? Это тоска по дикой природе и тотальной свободе, которую мы потеряли в результате социализации? Или это некая успокоительная таблетка, которая усыпляет нашу бдительность? Блэкмор убеждена, что поколение мемов уже не способно ответить на вопросы: «Почему я не могу перестать об этом думать?, Почему я решил написать именно эту статью?, Кто я?» без применения меметики.

Сама наука настолько плотно вошла в нашу жизнь, что уже невозможно представить, как без помощи мемов можно охарактеризовать массовую культуру. Ученые предполагают, что мематика продолжит расширятся, описывая все более и более обширные культурные явления всего человечества. Вскоре мы станем свидетелями, как с помощью нового подвида научной деятельности, который до этого противостоял всем базовым знаниям социологии, будет объясняться культура, в самом широком смысле этого слова.